Погрузитесь в микроскопическую трагедию вселенского масштаба в рассказе-фантасмагории Геннадия Тараненко "Человек должен обязательно любить и заботиться о ком-то...". В центре повествования — Седьмой, малёк аквариумной рыбки, чья едва начавшаяся жизнь обрывается в жестокой случайности. Выпав из сачка при пересадке в "большой мир" трехсотлитрового аквариума, он лежит на холодном полу, жабрами глотая смертельный для него воздух. Каждая секунда для прозрачного существа — мучительный шаг к неминуемому концу в "подземном царстве теней".
Рассказ становится глубоким размышлением о ценности жизни, предначертании и божественном промысле, озвученном самим Всевышним (Рыбьим Богом). Бог размышляет о скоротечности рыбьего бытия ("Два-три года...") и, казалось бы, неизбежности конца для всех, включая только что родившихся. Но судьба Седьмого ставит под сомнение эту фатальность.
Перед лицом смерти в сознании малька стремительно проносятся кадры его короткого "рая": спасение из черной фильтрующей губки хозяйкой, беззаботная жизнь в малёчнике — идеальном "инкубаторе" с четырёхразовым питанием, чистой водой и защитой от хищников. Эта забота, это холение и лелеяние семерых мальков хозяйкой становится ключом к пониманию центральной идеи рассказа.
Заглавие и эпиграф ("Человек должен обязательно любить и заботиться о ком-то. Ибо человек всегда стремится быть похожим на своего Бога") обретают в этой маленькой драме глубочайший смысл. Забота хозяйки о мальках — это акт подражания Божественному промыслу, проявление той самой божественной искры в человеке, его стремление к созиданию и сохранению жизни, пусть даже в крошечном стеклянном мире. Судьба Седьмого, вырванная из этого круга заботы слепым случаем, подчеркивает хрупкость жизни и незаменимость человеческого (или "хозяйского") участия как проводника божественной любви и защиты.